Попытки открыть абхазский участок Грузинской железной дороги предпринимались и при Э. Шеварднадзе, но активность выросла после него.
В 2003-2005 годах было
несколько попыток выйти из этого тупика. Россия, Армения и Грузия договорились о создании железнодорожного консорциума, но переговоры не увенчались успехом
из-за разногласий по формату участия в нем Абхазии.
В апреле 2005 г. Президент
Армении Р. Кочарян побывал с визитом в Грузии. Он обсудил с президентом
М. Саакашвили вопрос открытия сквозного железнодорожного движения через
Абхазию.
В 2008 году Россия выдала Абхазии кредит на 2 млрд рублей для восстановление дороги, а работами занялась РЖД. Напомним, что участок железной дороги между Псоу и Зугдиди был разобран после войны в Абхазии в начале 90-х. Сейчас железнодорожное полотно частично восстановлено и из Псоу до Очамчиры ходят электрички. Не работает дорога только в Гальском районе.
Однако, августовская война 2008
г. вообще сняла этот вопрос с повестки дня.
После смены власти в Грузии в
2012 году вопрос об открытии железной дороги через Абхазию периодически накалял
страсти в стране.
Горячие дебаты о
целесообразности возобновления железнодорожного сообщения вновь активизировались
в Грузии после появившегося в СМИ заявления президента "Российских
железных дорог" Владимира Якунина о том, что РЖД рассмотрят вопрос об
открытии движения через Абхазию и Грузию в Армению.
2 ноября 2012 г., без должного
обсуждения в правительстве, этот вопрос был спешно актуализирован министром П. Закареишвили. Заявление вызвало резко отрицательную реакцию в парламенте и
экспертных кругах Азербайджана. После встречи с послом, Закареишвили заявил,
что «вопрос снят с повестки дня», что он объяснил незаинтересованностью Сухуми.
Понятно, что это была не отдельная инициатива министра, а «операция» по опросу
общественного мнения и изучению реакции заинтересованных сторон, вызвавшая
большой ажиотаж.
В последующих политических
дискуссиях периодически поднимался вопрос ЖД. В сентябре 2013 г. секретарь
Совета национальной безопасности Армении сообщил, что договоренность с Грузией
уже достигнута. Грузинская сторона это отрицала, но переговорщик с Россией З.
Абашидзе признал, что Грузия не будет возражать против открытия дороги, однако
связал этот вопрос с техническими и политическими трудностями.
В октябре 2013 г. британская неправительственная организация Internationa lAlert опубликовало исследование о потенциальных экономических последствиях
открытия ЖД Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван и заключила, что реконструкция Абхазской железной дороги по
маршруту Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван обойдется в $ 277,5 млн, которые удастся
окупить не ранее чем через 100 лет. В то
же время авторы считают, что транзитная железная дорога может иметь негативный
экономический эффект для Грузии, так как отрицательно скажется на загрузке порта
Поти и автомобильных перевозках и только Армения получит выгоду.
Возможное участие Ирана и
Турции в эксплуатации железной дороги в данном исследовании практически не
обсуждается.
Тогдашний премьер Грузии Б. Иванишвили обсуждал вопрос ЖД через Абхазию во время встречи с президентом
Армении в январе 2013 года.
Об открытии железной дороги
говорил В. Путин 24 ноября 2014 г. во время подписания «Договор между
Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве
и стратегическом партнерстве» с Абхазией («Давайте обсудим с партнерами и
в случае взаимного согласия» можно подумать о транзитных железнодорожных
перевозках). Потом глава МИД России С. Лавров говорил, что прежде всего Сухуми
и Тбилиси должны договориться о восстановлении железной дороги. Словом,
прозвучало «старое» мнение Путина: мы будем согласны со всеми решениями,
которые будут приняты абхазами и грузинами, то есть двумя суверенными странами.
В свою очередь армянское лобби в оккупированной Абхазииперманентно поднимал вопрос ЖД. Так, Депутат абхазского «парламента» Левон Галустян в ходе проведения телемоста, посвященного армяно-абхазским отношениям заявил, что Абхазия готова рассматривать вопрос о запуске железной дороги, соединяющей Грузию, Армению и Россию, однако только как полноправный участник переговоров.
Вице-спикер парламента Абхазии В.Косян и группа членов законодательного органа в июле 2014 г. так же выступили с предложением начать широкое общественное обсуждение вопроса о возможности возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию. Он это связывал с намерением вступления Армении в Таможенный союз.
В августе 2015 г. российские военные начали очистку некоторых участков ЖД Абхазии, на что министр П. Закареишвили заявил, что «цель выдвижения этой темы та же, что и размещение баннеров и колючих ограждений – держать часть грузинской общественности в режиме постоянного реагирования. У России ничего не остается против Грузии, кроме реанимации несуществующих проектов».
Как
видно, за все время оккупации проблема открытия ЖД предметно не обсуждался, а
делались только политические заявления. Но недавние события в Нагорном Карабахе
дали новый толчок в этом вопросе. Видя, что страны региона (РФ, Турция,
Азербайджан, Иран) начали обсуждать разные проекты регионального сотрудничества
в сфере транспортных (и не только) коммуникации
и в Сухуми решились высказаться по этому поводу.
"Парламент" Абхазии обратился в Госдуму России с заявлением о том, что республика готова на
равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного
сообщения между Россией и Арменией через Абхазию, сообщил
председатель комитета "Народного собрания" по международным,
межпарламентским связям и связям с соотечественниками Астамур Логуа.
Заметим,
что первый товарный поезд из Турции уже прибыл в Россию по железной дороге
Карс-Ахалкалаки-Баку. В Ереване осторожно смотрят на это и многие
считают, заявление абхазских депутатов не что иное, как продолжение стремления
Кремля, свести на нет значимость железнодорожной программы, направленной на
соединение Армении с Россией через Азербайджан, тем самым ослабляя
турецко-азербайджанское влияние. Кстати, до обращения абхазской стороны, Москва
уже оказывала пропагандистское влияние на Грузию посредством СМИ по вопросу
запуска железной дороги Сухуми-Тбилиси-Ереван.
В Армении так же считают необходимым, договориться
с Грузией об открытии абхазского маршрута, что позволит занять гораздо более
жесткую позицию по т. н. "туранскому коридору", открыв перспективу
его полной нейтрализации за счет армяно-грузино-российско-иранских совместных
усилий.
И не смотря на то, что на встрече 11 января
2021 года В. Путин, И. Алиев и Н. Пашинян решили возобновить железнодорожное
сообщение между странами (железная дорога пройдет по восточному
Азербайджану и позволит Армении впервые с 1992 года запустить прямые поезда в
Россию, а также получить выход на Иран, а Баку сможет наладить сообщение с
Нахичеванской а/р и получить выход к Турции), видимо, Москва и Ереван всё же
усердно говорят о ЖД через Абхазию, считая ее более надёжным.
Как Грузия должна себя вести?
На наш взгляд, Тбилиси не должен
уклонятся от переговоров, но обязан четко придерживаться условия – не будет открытия абхазского участка
Грузинской ЖД, если Россия на первом этапе не выполнит шестипунктовый договор о
прекращение огня от 12 августа 2008 года и не аннулирует незаконное признание
регионов Грузии. Это красная линия! Затем можно говорить о надлежащем правовой
базе и безопасной транспортировки грузов, о таможенных вопросах; в дальнейшем о беженцах и ВПЛ, статусе Абхазии, гуманитарных вопросах и т. д.
В силу многих факторов,
несмотря на усилия, ни внешним, ни внутренним недоброжелателям не удалось
ввести грузинское общество в заблуждение и обратиться даже к «промежуточному
варианту» открытия железной дороги или «творческому подходу» к этому вопросу.
Не смотря на многочисленные
старания недоброжелателей из вне, а иногда и нездоровую позицию представителей
власти внутри страны, грузинская общественность не позволила никому, во вред
национальным интересам, навязать хотя бы
«промежуточный вариант» или «креативный подход» по вопросу открытия ЖД.
Комментариев нет:
Отправить комментарий